Предисловие I. Пленарное заседание
II. Теория и практика
III. Опыт: поиски, находки
IV. Стендовые доклады
|
Яковлев Савва Геннадьевич,
Условия рынка ставят перед научной библиотекой вуза ряд проблем, от правильного решения которых зависит место, которое она займет в научной и образовательной деятельности вуза. Одной из проблем является разумное комплектование фондов.
Прошло время дефицита учебной литературы. Сегодня российский книжный рынок предлагает богатейший ассортимент книг – до ста тысяч наименований изданий в год и тенденция к росту очень велика.
Количество издательств и ассортимент книг постоянно увеличиваются, библиотеки не в состоянии работать с несколькими десятками издательств или книготорговых организаций. Если система библиотек осталась государственной, то многие издательства, предприятия книжной торговли – частные. В то же время произошло резкое увеличение разрыва между потребностями читательской аудитории и возможностями библиотек вузов эти потребности удовлетворять. Библиотека получает множество предложений как от различных издательств, так и от книготорговых фирм-посредников. Тематические планы многих издательств удобны в использовании, объявленные книги в большинстве случаев снабжены подробными аннотациями. Варьируются формы оплаты, скидки, предлагаются различные варианты доставки.
Но даже в таких, казалось бы, благоприятных условиях процесс комплектования фондов сталкивается с определенными проблемами.
Одна из основных проблем – недостаток финансирования.
Формирование фонда на сегодняшний день ведется за счет федеральных средств, внебюджетных средств ЯГУ, передачи части тиража издаваемых в издательстве ЯГУ учебных и методических пособий, а также одним из источников пополнения фонда является безвозмездная передача книг. Но даже имея несколько источников финансирования, у нас нет возможности обеспечить библиотеку всей необходимой литературой, так как суммы финансирования составляют менее 30% от требуемого.
Еще одна проблема комплектования фонда проистекает из установленных МО РФ норм книгообеспеченности, которых библиотека должна строго придерживаться. Норма на основные учебники – 1:2, на дополнительные – 1:5, т.е. изначально закладывается нехватка учебников для всего контингента обучающихся.
В комплектовании учебной литературой, особенно проблемным является комплектование изданиями гуманитарного профиля, поскольку на книжном рынке можно найти до 40 названий однотипных учебников по философии, культурологии и социологии и другим дисциплинам. Большинство из них имеют грифы и сопровождаются положительными рекомендациями.
Однако, нередки случаи, когда даже известная фамилия автора не является гарантией высокого уровня содержания книги.
В данной ситуации сотрудники отдела комплектования должны для разумного комплектования фонда в целях обеспечения учебного процесса более внимательно подходить к выбору заказанной литературы. В библиотеке вуза фонд учебной литературы формируется на основе заявок разработанных библиотекой, работая над которыми не только преподаватель данной дисциплины несет ответственность за количество и качество заказанной литературы, но и непосредственно декан факультета регулирует заказ литературы. С одной стороны, подобные заявки помогают формированию фонда в соответствии с учебными планами и программами, но с другой – не все преподаватели могут сами разобраться в огромном мире поступающих предложений.
Для решения данной проблемы определяются три выхода:
В каждом их этих способов есть плюсы и минусы. Рассмотрим каждый их них.
В данный момент уходит в прошлое такая форма заказа, как Книга – почтой, заказ по прайс-листам издательств используется в незначительной степени, в основном для комплектования сигнальных экземпляров.
В целях усиления эффективности комплектования, а также повышения персональной ответственности преподавателей и сотрудников университета за качество заказанной литературы, библиотека разработала специальный бланк заказа, куда заносится информация о необходимой литературе. В бланк заказа включаются следующие сведения:
Данный бланк заполняется преподавателями, проверяется заведующим профильной библиотеки и передается в отдел комплектования.
И в конце можно сделать вывод, что актуальным направлением работы университетской библиотеки должен быть:
Хорошо скомплектованный и стабильно обновляемый фонд – основа деятельности вузовской библиотеки.
|