Предисловие

   Приветственное слово

   I. Пленарное заседание

   II. Теория и практика

   III. Опыт: поиски, находки

   IV. Стендовые доклады


    История читального зала научной библиотеки ЯГУ

    Вешникова Галина Васильевна,
    ведущий библиотекарь читального зала УЛК НБ ЯГУ
     

    В 1986 г. произошло знаменательное событие в истории библиотеки ЯГУ -открылся новый корпус. В связи с этим произошли значительные изменения в структуре и содержании работы библиотеки. Открылись читальные залы естественнонаучной и общественно-политической литературы. В этих отделах работали сотрудники: Львова Т.И. - заведующая отделом, Климова З.И., Бубя-кина А.А., Петухова А.А., Ефимова Е. Они первыми заложили фундамент будущего большого универсального читального зала. Работая с раннего утра до позднего вечера, они вручную выносили книги из отдела книгохранения на 2-й этаж, формируя фонд, занимались оформлением и мелким ремонтом помещения. Сотрудники читальных залов проводили конференции, встречи с общественными деятелями, организовывали тематические книжные выставки, обслуживали читателей. Хотя книг было немного, а посадочных мест мало, читателей становилось все больше. Из-за тесноты и неудобства было решено расширить читальные залы. И в 1989 г. на базе слияния этих двух отделов был создан универсальный читальный зал библиотеки, с общей площадью 240 кв.м. на 132 посадочных места. В нем были созданы необходимые условия для работы с книгой. Фонд читального зала стал универсальным, тематический состав более разнообразным. Здесь читатели могли найти нужную информацию почти по всем вопросам. Для удобства читателей часть книжного фонда читального зала сделали доступной для свободного просмотра.

    Библиотека в 1992 г. получает статус Республиканской межвузовской библиотеки. Теперь читальные залы стали открытыми для всех профессиональных сотрудников и академических структур города.

    Сотрудники читального зала делятся опытом работы, перенимают передовые библиотечные технологии, оказывают практическую и методическую помощь библиотекам других учебных заведений.

    Сотрудники читального зала устанавливают тесную связь с деканатами факультетов: принимают участие в их мероприятиях, организуют выставки, проводят обзоры новых книг, также проводят тематические вечера, посвященные юбилейным датам классиков литературы. Для студентов организуют встречи с известными людьми республики, проводят беседы, конкурсы, викторины.

    В 1996 г. из читального зала как самостоятельное подразделение отделяется зал периодических изданий. 1997 год можно считать началом нового этапа развития библиотеки, которая постепенно преобразовывается в учреждение современного типа, сочетающее традиционные и компьютеризированные формы библиотечного обслуживания. Одним из основных условий работы библиотекарей стало умение пользоваться компьютером. В читальном зале устанавливается подсистема «Читатель», создается электронная картотека читателей. В настоящее время продолжается работа по внедрению новых технологий в режиме «Книговыдача». Все библиотекари читального зала овладели навыками работы на компьютере. В ближайшем будущем основной задачей остается создание комфортных условий для читателя, автоматизированный учет книговыдачи, отказ от традиционных книжных и читательских формуляров и листков требований.

    В последние годы запрос читателя повысился. Повысились и требования к библиотекарю. Современные читатели большое внимание уделяют оперативности удовлетворения своих запросов, и предпочтение отдают библиотекарю образованному и высоко эрудированному по разным отраслям знаний. С повышением потребности в специальной отраслевой литературе на базе Ч/З УЛК в 2006 году открылись два читальных зала:
    - естественно-технической литературы
    - гуманитарной литературы

    Возглавляет оба ч/з зав. отд. обслуживания Попова А. Д.

    Читальные залы оснащены современной компьютерной техникой.

    Библиотекари помогают студентам в самостоятельной работе, проводят библиотечные занятия, подбирают нужную литературу к рефератам, докла¬дам, семинарским занятиям, а порой и рекомендуют выбрать ту или иную тему для доклада, находят нужную информацию почти по всем вопросам. Для этого они работают над своим самообразованием, многие из них учатся в институтах.