Предисловие I. Пленарное заседание
II. Теория и практика
III. Опыт: поиски, находки
IV. Стендовые доклады
|
Дьячковская Суссана Терентьевна,
Самостоятельная работа должна занимать одно из ведущих мест в учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личного смысла, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль и т.д.
Функция организации СРС отражает функционирование в конкретных условиях. Внешние: место учебы, помещение, оснащенность рабочего места принадлежностями, учебно-методическое обеспечение и внутренние: состояние здоровья, свойства характера, знания, умения, навыки, положительная мотивация; условия могут меняться, поэтому необходимо приведение СРС в соответствие с новыми условиями посредством осуществления функций регулирования и коррекции.
Огромную роль в организации внешних условий СРС играет учебная библиотека. Ежегодно наш читальный зал проводит исследования по изучению интересов своих читателей.
Недавно совместно с социологической лабораторией (руководитель Писарева Лариса Юрьевна) нами было проведено исследование, в котором приняли участие 478 студентов всех курсов и всех факультетов и институтов университета. Выборку составили не избранные, а первые попавшиеся студенты. Целью исследования было выявление эффективности работы библиотеки. Остановимся на тех моментах, где говорится о том, какую же роль играет наша библиотека в организации СРС ЯГУ.
На первый вопрос: Какую роль в вашей студенческой жизни играет библиотека ЯГУ?
211 из 478 (44,1%)отмечают важность библиотеки в своей учебе. 194 студента (40,6%) ответили, что пользуются услугами библиотеки по необходимости ( СРС, курсовая или дипломная работы). 62 студента (13%) обращаются в библиотеку крайне редко.
Самые высокие показатели посещаемости библиотеки у студентов ИФ – 75,9%, ФЛФ – 64,3%, ФИЯ- 56,7%; низкие показатели у студентов ИМИ- 23,3%, МИ- 20%, АДФ- 27,6%, ИТФ- 32,3%.
Вопрос: Где Вы чаще всего занимаетесь самостоятельной работой? (должны указать не более трех вариантов). Ответы приводим в таблицу. /табл.1/.
Варианты ответов Как видно из таблицы, студенты больше предпочитают заниматься СРС в библиотеке университета. 2 место (237) занимает Национальная библиотека. Многие пользуются Интернетом-196. Отрадно, что личной библиотекой пользуются 84. (18,2 %).
На вопрос: С какой целью Вы обычно обращаетесь в читальный зал? (отметить не более трех вариантов) отмечают: подготовку к учебным занятиям, семинарам – 78,6 % респондентов; сбор материала для рефератов, курсовых – 73,1%; подготовку к экзаменам – 66,3%.
На вопрос: «Сами Вы занимаетесь самостоятельной работой в свободное от учебы время?» ответы вывели по факультетам. Систематически занимаются студенты ИФ ( 46,4%), ФИЯ(46,7%), МИ (43,3%); меньше занимаются студенты ГГИ (13,8%), ФЭИ ( 14,3%), БГФ (16,7%), ФП (16,7%).
Что могло бы вас побудить к СРС? ответы приведем в виде таблицы
Варианты ответов % от респондентов В исследовании так же был вопрос: В какой форме обычно задают самостоятельную работу Ваши преподаватели? Здесь больше выбрали такие ответы, как «выполнение домашнего задания»-344 студента, «подготовка докладов, выступлений для семинарских занятий» - 317, «подготовка к сессии» – 113.
Рекомендуют ли Ваши преподаватели специальную литературу для Вашей самостоятельной работы?
На это 253 студента из числа опрошенных ответили: «да, так делают многие преподаватели» (52,9 %); 182: «да, но только некоторые преподаватели» (38,1%); 23 студента: «да, но очень редко» (4,8 %).
Стремительное развитие информационных технологий требует от учебных библиотек постоянного совершенствования библиотечной базы и создания более комфортных условий для СРС. В нашей библиотеке в ногу со временем действуют электронные залы с доступом в Интернет, открывается электронная библиотека на 24 места. При планировании работы учитываются мнения, предложения наших читателей.
На вопрос: Ваши предложения и пожелания по улучшению работы Библиотеки ЯГУ… получены следующие ответы. /Табл. 3/
Варианты ответов % от респондентов Результаты исследования позволяют сделать некоторые выводы. Роль учебных библиотек в образовательном процессе растет с каждым днем. Самостоятельной работой студент занимается, в основном, в библиотеке. Научная библиотека ЯГУ по результатам исследования самая востребованная на сегодня. Наша главная задача – это сделать информацию максимально доступной в минимально короткий срок. Для этого требуется, как отмечают студенты, работа над созданием более комфортных условий с зоной отдыха, с буфетом и новая, более усовершенствованная мощная техническая база.
|