Предисловие

   Приветственное слово

   I. Пленарное заседание

   II. Теория и практика

   III. Опыт: поиски, находки

   IV. Стендовые доклады


    О роли НБ ЯГУ в организации самостоятельной работы студентов

    Дьячковская Суссана Терентьевна,
    заведующая сектором читального зала УЛК НБ ЯГУ.
     

    Самостоятельная работа должна занимать одно из ведущих мест в учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание цели своей деятельности, принятие учебной задачи, придание ей личного смысла, самоорганизация в распределении учебных действий во времени, самоконтроль и т.д.

    Функция организации СРС отражает функционирование в конкретных условиях. Внешние: место учебы, помещение, оснащенность рабочего места принадлежностями, учебно-методическое обеспечение и внутренние: состояние здоровья, свойства характера, знания, умения, навыки, положительная мотивация; условия могут меняться, поэтому необходимо приведение СРС в соответствие с новыми условиями посредством осуществления функций регулирования и коррекции.

    Огромную роль в организации внешних условий СРС играет учебная библиотека. Ежегодно наш читальный зал проводит исследования по изучению интересов своих читателей.

    Недавно совместно с социологической лабораторией (руководитель Писарева Лариса Юрьевна) нами было проведено исследование, в котором приняли участие 478 студентов всех курсов и всех факультетов и институтов университета. Выборку составили не избранные, а первые попавшиеся студенты. Целью исследования было выявление эффективности работы библиотеки. Остановимся на тех моментах, где говорится о том, какую же роль играет наша библиотека в организации СРС ЯГУ.

    На первый вопрос: Какую роль в вашей студенческой жизни играет библиотека ЯГУ?

    211 из 478 (44,1%)отмечают важность библиотеки в своей учебе. 194 студента (40,6%) ответили, что пользуются услугами библиотеки по необходимости ( СРС, курсовая или дипломная работы). 62 студента (13%) обращаются в библиотеку крайне редко.

    Самые высокие показатели посещаемости библиотеки у студентов ИФ – 75,9%, ФЛФ – 64,3%, ФИЯ- 56,7%; низкие показатели у студентов ИМИ- 23,3%, МИ- 20%, АДФ- 27,6%, ИТФ- 32,3%.

    Вопрос: Где Вы чаще всего занимаетесь самостоятельной работой? (должны указать не более трех вариантов). Ответы приводим в таблицу. /табл.1/.

     Варианты ответов

     Кол – во  % от респондентов
     В учебно – методических кабинетах  60  13,0%
     В библиотеке ЯГУ  344  74,6%
     В библиотеке им. Пушкина  237  51,4%
     В библиотеке им. Белинского  46  10,0%
     В бизнес-библиотеке  16  3,5%
     Использую Интернет  196  42,5%
     Использую личную библиотеку  84  18,2%
     Другое  13  2,8%

    Как видно из таблицы, студенты больше предпочитают заниматься СРС в библиотеке университета. 2 место (237) занимает Национальная библиотека. Многие пользуются Интернетом-196. Отрадно, что личной библиотекой пользуются 84. (18,2 %).

    На вопрос: С какой целью Вы обычно обращаетесь в читальный зал? (отметить не более трех вариантов) отмечают: подготовку к учебным занятиям, семинарам – 78,6 % респондентов; сбор материала для рефератов, курсовых – 73,1%; подготовку к экзаменам – 66,3%.

    На вопрос: «Сами Вы занимаетесь самостоятельной работой в свободное от учебы время?» ответы вывели по факультетам. Систематически занимаются студенты ИФ ( 46,4%), ФИЯ(46,7%), МИ (43,3%); меньше занимаются студенты ГГИ (13,8%), ФЭИ ( 14,3%), БГФ (16,7%), ФП (16,7%).

    Что могло бы вас побудить к СРС? ответы приведем в виде таблицы

     Варианты ответов

     Кол – во

     % от респондентов

     Личность преподавателя, его высокий уровень преподавания  175  46,2%
     Стремление глубже освоить специальность  217  57,3%
     Высокий уровень требований со стороны преподавателя  182  48,0%
     Внутренняя конкуренция среди студентов  100  26,4%
     Интерес к научным проблемам данной области  107  28,2%
     Другое  6  1,6%

    В исследовании так же был вопрос: В какой форме обычно задают самостоятельную работу Ваши преподаватели? Здесь больше выбрали такие ответы, как «выполнение домашнего задания»-344 студента, «подготовка докладов, выступлений для семинарских занятий» - 317, «подготовка к сессии» – 113.

    Рекомендуют ли Ваши преподаватели специальную литературу для Вашей самостоятельной работы? На это 253 студента из числа опрошенных ответили: «да, так делают многие преподаватели» (52,9 %); 182: «да, но только некоторые преподаватели» (38,1%); 23 студента: «да, но очень редко» (4,8 %).

    Стремительное развитие информационных технологий требует от учебных библиотек постоянного совершенствования библиотечной базы и создания более комфортных условий для СРС. В нашей библиотеке в ногу со временем действуют электронные залы с доступом в Интернет, открывается электронная библиотека на 24 места. При планировании работы учитываются мнения, предложения наших читателей.

    На вопрос: Ваши предложения и пожелания по улучшению работы Библиотеки ЯГУ… получены следующие ответы. /Табл. 3/

     Варианты ответов

     Кол – во

     % от респондентов

     Полная обеспеченность учебниками  298  63,4%
     Богатый и разнообразный фонд спец. Литературы  211  44,9%
     Наличие электронного каталога  116  24,7%
     Наличие электронных книг  81  17,2%
     Доступ к Интернету  231  49,1%
     Наличие компьютерных классов  84  17,9%
     Зал с мультимедийными технологиями  62  13,2%
     Возможность распечатки, ксерокопирования, сканирования  162  34,5%
     Возможность взять информацию с электронных носителей  172  35,6%
     Более длительный, удобный режим работы  146  31,1%
     С просторным, уютным, светлым, хорошо проветриваемым залом  106  22,6%
     С большим количеством посадочных мест  59  12,6%
     С буфетом  125  26,6%
     С зоной отдыха для встреч с друзьями  69  14,7%
     Другое  6  1,3%

    Результаты исследования позволяют сделать некоторые выводы. Роль учебных библиотек в образовательном процессе растет с каждым днем. Самостоятельной работой студент занимается, в основном, в библиотеке. Научная библиотека ЯГУ по результатам исследования самая востребованная на сегодня. Наша главная задача – это сделать информацию максимально доступной в минимально короткий срок. Для этого требуется, как отмечают студенты, работа над созданием более комфортных условий с зоной отдыха, с буфетом и новая, более усовершенствованная мощная техническая база.