Предисловие I. Пленарное заседание
II. Теория и практика
III. Опыт: поиски, находки
IV. Стендовые доклады
|
Жожиков Анатолий Васильевич,
Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и не обладающих такими навыками. Пока ИКТ будут оставаться в распоряжении небольшой группы, сохраняется угроза существующему механизму функционированию общества. Новые ИКТ:
Библиотека – составляющая информационной поддержки образования, а в условиях Интернет ее роль становится жизнеобеспечивающей. Вместе с тем, формирование информационного общества основным ресурсом, инструментом и продуктом которого является информация, как ни парадоксально, не привело к повсеместному расцвету библиотек, - учреждений, вся деятельность которых связана с обработкой информационных массивов. Более того, эра цифровых коммуникаций, ознаменовалась образованием и быстрым распространением информационных коммерческих компаний, главный бизнес которых заключается в поддержке гигантских полнотекстовых баз данных и предоставлении к ним платного доступа через Интернет. В лице таких известных фирм как LEXIIS/LEXIS, ERSCO,STN и других, а также не столь крупных, но не менее амбициозных как Консультант, Гарант, библиотеки обрели серьезных конкурентов, которые медленно, но верно вытесняют их с серьезного информационного рынка (обслуживание бизнеса, управления, юристпруденции и фундаментальной науки) на периферию (обслуживание досуговой и образовательной деятельности.
В настоящее время необходимо кардинально менять роль и функции библиотек. Если они не смогут в ближайшее время обеспечить пользователям цифровой доступ к собственным ресурсам и базам данных всего мира, то превратятся в музей книги, значение которых год от года будет падать. Изолированность библиотек в обеспечении читателям доступа к накопленным ими источникам информации ведет к расточительству финансовых средств и доступа к ним. В результате складывается ситуация, когда порой единственные и бесценные экземпляры, так необходимые читателю остаются невостребованными. Возникает необходимость создания таких информационных систем, которые объединяют ресурсы группы библиотек и позволяют повысить эффективность доступа к ним за счет создания единого информационного пространства.
Проблемы автоматизации библиотек и перевод на цифровой формат всех своих фондов представляет собой достаточно большую и сложную задачу. Желание многих библиотек создать свои собственные информационные сервера, наталкивается подчас на весьма значительные трудности. Прежде всего это недостаток финансовых средств и отсутствие во многих библиотеках специалистов подразделений – разработчиков программного обеспечения и администраторов. Преподаватели, учащиеся, студенты сталкиваются с разницей в стилях и стандартах информационно-поисковых систем. Есть проблема технократического перекоса и отсутствия системно-аналитического подхода к вопросам автоматизации библиотек.
Вместе с тем большой потенциал в этом направлении имеется в ВУЗах.
В настоящее время научно-образовательные информационные ресурсы составляют значительную часть всех ресурсов региона, поскольку в вузах сосредоточен основной интеллектуальный и культурный потенциал, наиболее продвинутые и квалифицированные специалисты, вузы в достаточном объеме оснащены современной компьютерной и телекоммуникационной техникой. Создано огромное количество различных Web-сайтов и цифровых информационных ресурсов, которые, к сожалению, оказались несоответствующими общепризнанным стандартам, которых испокон веков придерживаются основные держатели информации – библиотеки. Этап создания номинальных информационных ресурсов в виде тематических Web-сайтов практически завершен. Но при этом естественное спонтанное развитие Web- сайтов, содержащих информацию различного качества, а также свободный доступ и свободное размещение породили проблему систематизации и экспертной оценки создаваемых ресурсов.
В настоящее время отсутствует сопоставление существующих информационно-поисковых систем, включая библиотечные, с глобальными задачами образования. Интернет открыл много возможностей по сравнению с ранее существовавшими информационными системами, позволяя дать толчок к развитию личности за счет виртуальных ресурсов. Однако он остается лишь эффективным инструментом для разрешения проблем развития личности через сам процесс работы с поисковыми системами. Необходимо создание интеллектуальных самонастраивающихся систем, поддерживающих пользователей любого уровня при объединении ресурсов образовательных и библиотечных систем.
Необходима интеграция возможностей, как самих библиотек, так и структур ВУЗов, которые занимаются процессами информатизации и создания электронных информационных ресурсов.
Такой опыт стал зарождаться в Якутском государственном университета имени М.К.Аммосова. Межвузовская научная библиотека ЯГУ и Центр новых информационных технологий организовали приказом ректора университета № 39-ОД от 25.01.08г. Северо-Восточный Ресурсный информационно – библиотечный центр – как инновационную форму повышения доступности и качества образования. Создание такого комплекса позволит:
Реализация настоящего совместного проекта позволит, на наш взгляд, сделать значительный шаг вперед для решения проблем создания автоматизированной библиотеки и представления ее фондов в глобальной сети Интернет, что повысит доступность информационных ресурсов для широких слоев населения и статус научной библиотеки ЯГУ как подлинного информационного центра в сфере образования на Северо-Востоке нашей страны..
|