I. Библиотека и образование

   II. Информационное обеспечение
  III. Ценностные ориентации
         Фотографии


    Информационное обеспечение студентов и учащихся среднего профессионального образования


    Атласова С.С.,
    (зам.директора по Научно-методической работе Якутского индустриально-педагогического колледжа)


    Информация в наше время стала стратегически-производительным ресурсом как отдельной личности, так и государства в целом. Современная библиотека - это уже не только книгохранилище и читальные залы, но и центр информации. А библиотекарь теперь специалист по информации, навигатор в океане информации.
    Библиотеки составляют старейшую и ценнейшую часть информационных ресурсов страны. Библиотеки не смогут быть вытеснены с исторической сцены, но напротив, их роль в удовлетворении духовных потребностей общества возрастет, поскольку новые информационные технологии открывают неограниченные возможности дальнейшего развития библиотек.
    В системе профессионального образования всегда особое внимание уделялось и уделяется информации, а центром информации являются библиотеки.
    Особое внимание нужно уделить библиотекам образовательных учреждений среднего профессионального образования, в которых обучение проводится в очной, очно-заочной, заочной формах и в форме экстерната. Также в профессиональных учебных заведениях СПО осуществляется дополнительное профессиональное образование, т.е. подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения.
    В связи с этим библиотеки профобразования должны быть нацелены на эффективное информационное обслуживание с использованием традиционных и новых информационно-библиотечных услуг на базе автоматизации и новых технологий. Также требуется взаимодействие с образовательными учреждениями других регионов, проведение мониторинга образовательных программ и информационных запросов учителей и учащихся в целях эффективного информационного обеспечения, предоставление доступа к информационным ресурсам через каталоги, электронные базы данных, обеспечение сбора информации, систематизации, хранения документов.
    Особое внимание уделяется содействию непрерывной самообразовательной деятельности педагогов, развитию творческих способностей личности с предоставлением теоретической и фактической информации.
    Обладая значительным потенциалом, библиотеки оказывают информационную поддержку в решении ряда важнейших социальных проблем молодежи: получения образования, освоения профессии, формирования гражданской и нравственной позиции, сохранения здоровья, умения организовать свой досуг и так далее.
    Если в вузовские библиотеки приходит более готовленная часть молодежи, которая обладает достаточно высоким уровнем информационной культуры, то в образовательные учреждения СПО в большинстве своем поступают студенты, плохо знакомые с информационной культурой. Более того, сегодня библиотека оказывается единственным информационным ресурсом, который оказывает студенту СПО помощь в учебном процессе или проведении своего досуга. Здесь студент читает газеты и журналы.
    Библиотекарям СПО приходится вести индивидуальную образовательную работу по формированию информационной культуры с пользователями, оказывать помощь в выборе нужной книги, подбирать литературу для рефератов, курсовых, дипломных работ, составлять списки основной и вспомогательной литературы. Сохраняются традиционные виды предоставления информации читателям - это, прежде всего, книжные тематические выставки: «Мастер производственного обучения», «Нанотехнологии» и так далее.
    Особая роль в формировании информационной культуры, а также учебной культуры принадлежит библиотеке. В библиотеках студенты СПО приобщаются к культуре чтения, приемам рационального и быстрого чтения, конспектирования, реферирования, работы с текстом. Однако в библиотеках образовательных учреждений студент мало овладевает предметным поиском, умением пользоваться библиотечными каталогами, не говоря об Интернете.
    Если в библиотеках ВУЗов установка делается на техническое, компьютерное оснащение зала, телекоммуникационный обмен информацией, новые информационные технологии, привлечение новых типов носителей информации и быстрые виды передачи информации, то в образовательных учреждениях СПО вся работа ведется традиционными методами. Естественно, СПО в содержательной его части, сохраняя и усиливая традиционное, должно ориентироваться на перспективную модель библиотеки.
    Таким образом, можно и нужно наладить более действенную схему сотрудничества образовательных учреждений разных уровней образования. Всем сообща работать над формированием информационной культуры читателей. В большинстве своем студенты СПО продолжают обучение в ВУЗах. Нужно разработать программу для повышения квалификации специалистов библиотек СПО с учетом потребностей нового информационного пространства. Содействовать постоянному творческому обмену между библиотеками, как учреждениями, обеспечивающими общественную коммуникацию.