Информационное
обеспечение студентов и учащихся среднего профессионального образования
Атласова С.С.,
(зам.директора
по Научно-методической работе Якутского индустриально-педагогического колледжа)
Информация в наше время стала стратегически-производительным ресурсом как
отдельной личности, так и государства в целом. Современная библиотека - это уже
не только книгохранилище и читальные залы, но и центр информации. А библиотекарь
теперь специалист по информации, навигатор в океане информации.
Библиотеки составляют старейшую и ценнейшую часть информационных ресурсов
страны. Библиотеки не смогут быть вытеснены с исторической сцены, но напротив,
их роль в удовлетворении духовных потребностей общества возрастет, поскольку
новые информационные технологии открывают неограниченные возможности дальнейшего
развития библиотек.
В системе профессионального образования всегда особое внимание уделялось и
уделяется информации, а центром информации являются библиотеки.
Особое внимание нужно уделить библиотекам образовательных учреждений среднего
профессионального образования, в которых обучение проводится в очной,
очно-заочной, заочной формах и в форме экстерната. Также в профессиональных
учебных заведениях СПО осуществляется дополнительное профессиональное
образование, т.е. подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных
граждан и незанятого населения.
В связи с этим библиотеки профобразования должны быть нацелены на эффективное
информационное обслуживание с использованием традиционных и новых
информационно-библиотечных услуг на базе автоматизации и новых технологий. Также
требуется взаимодействие с образовательными учреждениями других регионов,
проведение мониторинга образовательных программ и информационных запросов
учителей и учащихся в целях эффективного информационного обеспечения,
предоставление доступа к информационным ресурсам через каталоги, электронные
базы данных, обеспечение сбора информации, систематизации, хранения документов.
Особое внимание уделяется содействию непрерывной самообразовательной
деятельности педагогов, развитию творческих способностей личности с
предоставлением теоретической и фактической информации.
Обладая значительным потенциалом, библиотеки оказывают информационную поддержку
в решении ряда важнейших социальных проблем молодежи: получения образования,
освоения профессии, формирования гражданской и нравственной позиции, сохранения
здоровья, умения организовать свой досуг и так далее.
Если в вузовские библиотеки приходит более готовленная часть молодежи, которая
обладает достаточно высоким уровнем информационной культуры, то в
образовательные учреждения СПО в большинстве своем поступают студенты, плохо
знакомые с информационной культурой. Более того, сегодня библиотека оказывается
единственным информационным ресурсом, который оказывает студенту СПО помощь в
учебном процессе или проведении своего досуга. Здесь студент читает газеты и
журналы.
Библиотекарям СПО приходится вести индивидуальную образовательную работу по
формированию информационной культуры с пользователями, оказывать помощь в выборе
нужной книги, подбирать литературу для рефератов, курсовых, дипломных работ,
составлять списки основной и вспомогательной литературы. Сохраняются
традиционные виды предоставления информации читателям - это, прежде всего,
книжные тематические выставки: «Мастер производственного обучения», «Нанотехнологии»
и так далее.
Особая роль в формировании информационной культуры, а также учебной культуры
принадлежит библиотеке. В библиотеках студенты СПО приобщаются к культуре
чтения, приемам рационального и быстрого чтения, конспектирования,
реферирования, работы с текстом. Однако в библиотеках образовательных учреждений
студент мало овладевает предметным поиском, умением пользоваться библиотечными
каталогами, не говоря об Интернете.
Если в библиотеках ВУЗов установка делается на техническое, компьютерное
оснащение зала, телекоммуникационный обмен информацией, новые информационные
технологии, привлечение новых типов носителей информации и быстрые виды передачи
информации, то в образовательных учреждениях СПО вся работа ведется
традиционными методами. Естественно, СПО в содержательной его части, сохраняя и
усиливая традиционное, должно ориентироваться на перспективную модель
библиотеки.
Таким образом, можно и нужно наладить более действенную схему сотрудничества
образовательных учреждений разных уровней образования. Всем сообща работать над
формированием информационной культуры читателей. В большинстве своем студенты
СПО продолжают обучение в ВУЗах. Нужно разработать программу для повышения
квалификации специалистов библиотек СПО с учетом потребностей нового
информационного пространства. Содействовать постоянному творческому обмену между
библиотеками, как учреждениями, обеспечивающими общественную коммуникацию.