Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Одним из показателей соответствия вуза требованиям лицензирования и аккредитации является показатель обеспеченности учебного процесса литературой из фонда библиотеки, который выражается через систему так называемых коэффициентов книгообеспеченности. Для получения требуемых показателей по специальностям и дисциплинам необходимо собрать воедино и проанализировать сведения о контингенте студентов, о рекомендуемой литературе, о ее наличии в фонде библиотеки и об учебных планах. Книгообеспеченность как понятие - это определение числа экземпляров книг, отобранных по разным критериям, в расчете на одного студента: по специальностям, по циклам дисциплин, по конкретным дисциплинам, по видам и формам обучения, по уровню компонента (федеральный, региональный), по видам учебной литературы и т.д. По рекомендуемым стандартам высшего образования в качестве основного предлагается показатель книгообеспеченности конкретной дисциплины и определяется как частное от деления количества экземпляров учебной литературы, имеющейся в библиотеке по данной дисциплине, на число студентов, ее изучающих. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации устанавливают для вуза нормы приобретения основной учебной литературы из расчета обеспечения каждого обучающегося по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ в количестве - 0.5 экз. (т.е. на двух студентов - один экземпляр учебника), дополнительной учебной литературы в количестве - 0.2-0.25 экз. Библиотека КГФ НБ ЯГУ ведет картотеку книгообеспеченности в электронном виде с 2000 г. Вначале данные формировались в среде «Библиотека 4», потом в связи с модернизацией компьютерной техники, вся предыдущая база данных была конвертирована в подсистему «БД КГФ» на базе АРМ «Каталогизатор» системы «Ирбис». Алгоритм организации электронной картотеки книгообеспеченности в существующих условиях (когда не закончена интеграция сведений из баз данных (БД) «Электронный каталог», «Читатель», «VUZ-Учебные дисциплины») можно представить следующим образом. В рамках систематизации процесса обеспечения студентов учебно-методической литературой преподавателями наших факультетов и института были представлены рабочие программы всех читаемых ими дисциплин. Сотрудники библиотеки КГФ НБ ЯГУ вводят в библиографическую запись учебного издания БД «Книги КГФ» - сведения о предназначенности издания (дисциплина, к которой относится эта книга) в соответствии с учебными планами. При этом нами было выбрано подполе «Ключевые слова», куда заносится определяющее понятие. Эта проделанная работа позволяет нам - оперативно формировать выходные формы; - предоставлять информацию о наличии в фонде изданий с грифами соответствующих органов; - определять процентное отношение этих изданий к общему фонду и показателям его обновления (новизны). При этом автоматизированная картотека книгообеспеченности не рассматривается нами только как инструмент получения коэффициентов и выходных форм книгообеспеченности. Ее актуальность возрастает в связи с необходимостью качественного управления формированием и использованием фондов вузовских библиотек. При комплектовании фонда библиотека КГФ и деканаты, исходя из данных картотеки, определяют дисциплины, К.О. которых учебной литературой не соответствует требованиям и нормативам Минобрнауки РФ. Это позволяет планировать приоритеты комплектования на текущий и последующий годы, контролировать рациональность использования денежных средств. Таким образом, электронная картотека книгообеспеченности может служить, в будущем, основным справочным аппаратом для четкой организации обеспечения пользователей вузовской библиотекой необходимой литературой. |