I. Библиотека и образование

   II. Информационное обеспечение
  III. Ценностные ориентации
         Фотографии


    Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент  выявления перспективных направлений развития библиотеки.

     

    Попова А. Д.,

    (зав. отделом обслуживания НБ ЯГУ) 

    Социологические исследования в работе НБ являются необходимым источником информации о библиотечной среде в  том виде, в котором она отражается в сознании пользователей, для формирования новой политики развития и создания перспективной модели вузовской библиотеки, отвечающей современным требованиям.

    Читальный зал УЛК проводит анкетирования с 2001 года. В последние годы мы занялись изучением информационных потребностей современных студентов, так как жизнь не стоит на месте, а традиционная книга, как носитель информации, сдает свои позиции, уступая место новым технологиям.

    В 2008 году совместно с социологической лабораторией было проведено масштабное исследование методом анкетирования, привлечены студенты всех факультетов и институтов ЯГУ. Выборку составили 478 студента, анкеты заполняли во время занятий, группы подбирались с учетом охвата всех курсов.

    Анализируя ответы на вопросы, мы пришли к следующим выводам. Библиотека ЯГУ для наших студентов самая востребованная. Во-первых, студенты ЯГУ чаще всего посещают библиотеку университета (74,6%), на втором месте – Национальная библиотека (51,4%), почти половина пользователей,  используют Интернет (42,5%). Во-вторых, почти 80 % респондентов ответили, что постоянно пользуются услугами  библиотеки,  только 13% обращаются в библиотеку крайне редко.

    Здесь надо отметить, что показательна корреляция признания необходимости библиотеки с качеством успеваемости самих ответивших. Так, половина отличников и  тех, кто учится без троек, отмечают важную роль библиотеки в их жизни, и только 10,4% отличников редко посещают библиотеку.

    Далее          подробно остановлюсь на оценке работы читальных залов УЛК, как наиболее востребованных пользователями (более половины респондентов отметили, что ходят в читальные залы библиотеки УЛК), и на которые ложится львиная доля ответственности за качественное, оперативное  и, главное, максимально полное удовлетворение  информационных запросов читателя.

    Посещаемость всегда являлась важным показателем востребованности библиотеки. Читателей можно разделить на постоянных и редко приходящих, радует, что постоянных (к ним можно отнести и тех, кто заходит раз в неделю)  намного больше, чем  пассивных.

    Следующий блок вопросов касался главного показателя « библиотечного благополучия»- полноты фонда и степени удовлетворенности им читателями.

                Частичное, не более половины, удовлетворение читательских запросов можно объяснить недостаточностью нужной литературы: нет в фонде- 29,9% и выдано другому читателю- 25,7%, что является не виной, а скорее бедой библиотеки, поскольку пополнение фондов напрямую зависит от финансирования.

    Главная цель опроса - оценка нашей работы читателями, так сказать, взгляд со стороны.

    Как сказано выше, обеспеченность учебниками   и дополнительной литературой оставляет желать лучшего. Полностью удовлетворены учебниками только - 13,4% опрошенных,  дополнительной литературой и того меньше – 8,2%. Также пользователи недовольны технической базой библиотеки т.е. услугами множительной техники. Доступом в Интернет не удовлетворены больше трети респондентов.

    Что касается качества обслуживания и комфортности работы в читальных залах, надо отметить, что недовольных меньше: только четверть респондентов не удовлетворены качеством и режимом работы, комфортностью в залах.

    В целях создания наибольшего удобства для читателей собрали пожелания о том, что должно измениться в библиотеке в целом. Только налаживая двусторонний контакт с пользователями, прислушиваясь к их мнению, можно глубже понять свои профессиональные проблемы и возможные пути их преодоления.

    Полученные в ходе исследования материалы послужили стимулом для мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа НБ ЯГУ. За год произошли существенные изменения, так, например, был создан электронный читальный зал на 24 места, где можно воспользоваться услугами Интернета и позаниматься по электронным учебникам. К услугам читателей - ксерокс, сканер, распечатка текстов. Готовятся приступить к работе  МБА и ЭДД.  

             Что касается дальнейших приоритетов развития библиотеки, надо признать, что в современных условиях невозможно приобрести в книжный фонд все, что издается в стране или предлагается книгоиздателями. Работа по обслуживанию пользователей должна сочетать традиционные  и электронные источники информации, объединенные в единую систему, наилучшим образом обеспечивающую выполнение запросов читателя.  Необходимо гармонично совмещать традиционные функции библиотеки и привычные формы работы  с новыми технологиями. Завершить свое выступление хотелось бы словами академика Лихачева: « Роль библиотеки – этого « фундамента культуры», сейчас должна стать особенно значимой. Ее деятельность необходимо максимально приблизить к реальной жизни, к самым насущным заботам молодых читателей и интересам общества».