Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Попова А. Д., (зав. отделом обслуживания НБ ЯГУ) Социологические исследования в работе НБ являются необходимым источником информации о библиотечной среде в том виде, в котором она отражается в сознании пользователей, для формирования новой политики развития и создания перспективной модели вузовской библиотеки, отвечающей современным требованиям. Читальный зал УЛК проводит анкетирования с 2001 года. В последние годы мы занялись изучением информационных потребностей современных студентов, так как жизнь не стоит на месте, а традиционная книга, как носитель информации, сдает свои позиции, уступая место новым технологиям. В 2008 году совместно с социологической лабораторией было проведено масштабное исследование методом анкетирования, привлечены студенты всех факультетов и институтов ЯГУ. Выборку составили 478 студента, анкеты заполняли во время занятий, группы подбирались с учетом охвата всех курсов. Анализируя ответы на вопросы, мы пришли к следующим выводам. Библиотека ЯГУ для наших студентов самая востребованная. Во-первых, студенты ЯГУ чаще всего посещают библиотеку университета (74,6%), на втором месте – Национальная библиотека (51,4%), почти половина пользователей, используют Интернет (42,5%). Во-вторых, почти 80 % респондентов ответили, что постоянно пользуются услугами библиотеки, только 13% обращаются в библиотеку крайне редко. Здесь надо отметить, что показательна корреляция признания необходимости библиотеки с качеством успеваемости самих ответивших. Так, половина отличников и тех, кто учится без троек, отмечают важную роль библиотеки в их жизни, и только 10,4% отличников редко посещают библиотеку. Далее подробно остановлюсь на оценке работы читальных залов УЛК, как наиболее востребованных пользователями (более половины респондентов отметили, что ходят в читальные залы библиотеки УЛК), и на которые ложится львиная доля ответственности за качественное, оперативное и, главное, максимально полное удовлетворение информационных запросов читателя. Посещаемость всегда являлась важным показателем востребованности библиотеки. Читателей можно разделить на постоянных и редко приходящих, радует, что постоянных (к ним можно отнести и тех, кто заходит раз в неделю) намного больше, чем пассивных. Следующий блок вопросов касался главного показателя « библиотечного благополучия»- полноты фонда и степени удовлетворенности им читателями. Частичное, не более половины, удовлетворение читательских запросов можно объяснить недостаточностью нужной литературы: нет в фонде- 29,9% и выдано другому читателю- 25,7%, что является не виной, а скорее бедой библиотеки, поскольку пополнение фондов напрямую зависит от финансирования. Главная цель опроса - оценка нашей работы читателями, так сказать, взгляд со стороны. Как сказано выше, обеспеченность учебниками и дополнительной литературой оставляет желать лучшего. Полностью удовлетворены учебниками только - 13,4% опрошенных, дополнительной литературой и того меньше – 8,2%. Также пользователи недовольны технической базой библиотеки т.е. услугами множительной техники. Доступом в Интернет не удовлетворены больше трети респондентов. Что касается качества обслуживания и комфортности работы в читальных залах, надо отметить, что недовольных меньше: только четверть респондентов не удовлетворены качеством и режимом работы, комфортностью в залах. В целях создания наибольшего удобства для читателей собрали пожелания о том, что должно измениться в библиотеке в целом. Только налаживая двусторонний контакт с пользователями, прислушиваясь к их мнению, можно глубже понять свои профессиональные проблемы и возможные пути их преодоления. Полученные в ходе исследования материалы послужили стимулом для мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа НБ ЯГУ. За год произошли существенные изменения, так, например, был создан электронный читальный зал на 24 места, где можно воспользоваться услугами Интернета и позаниматься по электронным учебникам. К услугам читателей - ксерокс, сканер, распечатка текстов. Готовятся приступить к работе МБА и ЭДД. Что касается дальнейших приоритетов развития библиотеки, надо признать, что в современных условиях невозможно приобрести в книжный фонд все, что издается в стране или предлагается книгоиздателями. Работа по обслуживанию пользователей должна сочетать традиционные и электронные источники информации, объединенные в единую систему, наилучшим образом обеспечивающую выполнение запросов читателя. Необходимо гармонично совмещать традиционные функции библиотеки и привычные формы работы с новыми технологиями. Завершить свое выступление хотелось бы словами академика Лихачева: « Роль библиотеки – этого « фундамента культуры», сейчас должна стать особенно значимой. Ее деятельность необходимо максимально приблизить к реальной жизни, к самым насущным заботам молодых читателей и интересам общества». |