Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Кычкина
М.Н.,
С 2006 года Научная библиотека ЯГУ (НБ) перешла на перспективную
автоматизированную библиотечную систему «ИРБИС-64» и поэтапно ее внедряет. В
связи с этим процессом расширилась структура НБ ЯГУ. Был организован
отдел учета и контроля пользователей, впоследствии переименован в сектор
регистрации и учета (СРУ). Цель нововведения – улучшение обслуживания
читателей. Сектор оснащен техническим оборудованием ПК- 2; из них с выходом
в локальную сеть библиотеки-1. В секторе регистрации и учета посетитель становится полноправным читателем библиотеки. Здесь он знакомится с правилами библиотеки, своими обязанностями и правами. Для регистрации читателю необходим только паспорт, для студентов дополнительно удостоверение студента. Для тех, кто уже прошел перерегистрацию в начале года, документы необязательны. Электронные данные о каждом читателе заносятся в единую компьютерную сеть библиотеки, и ему выдается читательский билет. Читатель также получает контрольный лист, на котором в других отделах делаются отметки о выдаче и сдаче литературы. На выходе контрольный лист сдается сотруднику СРУ, который проверяет правильность его заполнения, контролирует вынос книг из библиотеки. Ежегодно при первом посещении библиотеки каждый читатель проходит перерегистрацию в секторе. Читательский билет – основной документ читателя, дающий право пользования всеми отделами, залами библиотеки и получения литературы на дом. Благодаря компьютерной сети и читательскому билету: Используя электронные данные, мы можем: Регистрация читателей сейчас у нас ведется по двум системам. Традиционной - бумажной и новой - компьютерной. Современные электронные технологии внедряем поэтапно. Сначала ввели автоматизацию записи и регистрации читателей. Сформировали БД «Читатели», которую постоянно редактируем и пополняем, т.к. база данных читателей является основой для автоматизации библиотечных процессов других отделов библиотеки, таких как АРМ «Читатель» и АРМ «Книговыдача». За 2007-2009 гг. количество зарегистрированных читателей по единой регистрационной картотеке составило более 7 тыс. ед. Ежедневно через сектор проходит от 100 до 300 пользователей. С марта 2009 года установили Веб – камеру, и если раньше человек должен был предоставить фотографию, то теперь фото делает сотрудник сектора, после чего оно заносится в базу данных. И вот очередной шаг - новые читательские билеты. Читательский билет нового образца представляет собой электронную пластиковую карту. Здесь коротко будет напечатана вся необходимая информация о библиотеке, читателе. Плюс индивидуальный штрих-код, который скоро вступит в силу. «На контроле» будет стоять компьютер со сканером для считывания штрих-кода. В настоящее время заказано 5 тысяч читательских билетов. Система использования пластиковых карт, позволит быстро зарегистрировать посетителя в библиотечной системе и выдать ему читательский билет с уникальным штрих - кодовым идентификатором. В первую очередь планируем выдать карты студентам 1-3 курсов и преподавателям ЯГУ на 2009-2010 учебный год. С внедрением в образовательный социум ЯГУ инновационного проекта вузовской библиотеки «Развитие автоматизации информационно-библиотечных систем на базе программной системы ИРБИС» и с установкой автоматизированных рабочих мест сотрудники сектора учета и регистрации библиотеки постоянно повышают свою квалификацию по освоению ПК и новых библиотечно-информационных технологий. Так, С 2007 по 2008 гг. прошли: краткосрочные курсы «Базовая компьютерная подготовка», краткосрочное обучение в Сибирском региональном центре непрерывного образования ГПНТБ СО РАН по программе дополнительного профессионального обучения «Технологии Ирбис-64», зав. сектором съездила в командировку по обмену опытом в Томский политехнический университет. Благодаря приобретенным информационно-технологическим знаниям работа сотрудников сектора стала оперативна и своевременна. Также осуществляется методическая, практическая, материально-техническая помощь по вопросам внедрения АБИС «ИРБИС-64» со стороны дирекции, Методсовета НБ и отдела автоматизированных систем. Таким образом, в дальнейшем автоматизация обслуживания читателей будет осуществляться на основе технологии штрих-кодирования. Внедрение в полном объеме системы автоматизации библиотечных процессов с использованием технологии штрих-кодирования и пластиковых билетов позволит существенно улучшить работу, как отдельных подразделений, так и всей библиотеки. Это произойдет за счет решения следующих задач: регистрация и обслуживание читателя с помощью пластиковых карточек; формирование и учет электронных читательских билетов, обслуживание различных категорий читателей (выдача-возврат книг); оперативный контроль выполнения заказов читателя отделами, читальными залами библиотеки; оперативный контроль задолженностей читателя; анализ востребованности учебной литературы; оперативный и точный анализ книгообеспеченности. Главным в достижении поставленной цели является, безусловно, уровень профессионализма всех сотрудников НБ ЯГУ. |