Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Иванова
С. С. В современном российском обществе, когда на наших глазах произошли глобальные социально-экономические изменения, ключевыми стали проблемы имущественного и социального неравенства, дифференциация разных социально-экономических групп, материального благополучия и духовных ценностей. Сегодня с полным основанием можно говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и жизни общества. Рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными. Например, произошло изменение отношения к труду как ценности. Если труд раньше выступал как средство самовыражения, удовлетворения своих духовных потребностей, творческих замыслов, то сегодня он превратился в первую очередь в средство выживания и обладания материальными благами. Эти процессы, в первую очередь, отражаются на молодом поколении, на формировании ценностных ориентаций и поступков молодежи. В нашем обществе материальные ценности преобладают над духовными! Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. А какие ценности преобладают у студентов нашего техникума? Какое место занимает в системе ценностных ориентаций студентов культурный отдых? В марте 2009 года было проведено исследование с целью изучения ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Объектом исследования явились 124 студента (62 девушки, 62 юноши). В ходе исследования им был предложен список из 17 наименований ценностей, которые студенты должны были распределить по степени значимости. Список этих ценностей: 1. здоровье 2. любовь 3. деньги 4. родительская семья 5. учеба 6. интимные контакты 7. ЗОЖ 8. карьера 9. свобода 10. дружба 11. спорт 12. красота 13. семья 14. отдых (посещение дискоклубов) 15. патриотизм 16. трудолюбие 17. культурный отдых Анализ результатов показал, что первое место по значимости занимает здоровье (66,1), второе - учеба (64,5), так как это основная деятельность студентов, третье – родительская семья (56,5), возможно из-за того, что, находясь вдали от дома, студенты осознали эту ценность, четвертое – любовь (43,6). Какое место занимает в системе ценностных ориентаций студентов культурный отдых? Следует отметить, что контингент наших студентов имеет некоторые характерные отличия от учащихся других учебных заведений. Поскольку наш техникум, в основном, ориентирован на специальности сельскохозяйственного производства, почти все ребята приехали из улусов. Подавляющее большинство имеет по основным предметам невысокие, средние баллы по ЕГЭ. По некоторым специальностям, например, охотоведению, землеустройству, учатся в основном юноши. К сожалению, культурный отдых оказался самой незначимой ценностью. Патриотизм, трудолюбие, красота тоже заняли незначимые места в жизни студентов. Как же проводят свое свободное время наши студенты? С 11 по 14 марта 2009 года среди студентов ЯСХТ проводилось анкетирование с целью изучения досуга студентов Якутского сельскохозяйственного техникума; Тема анкетирования: «Как вы проводите свой досуг?» Объект исследования: 140 студентов Всего вопросов: 14 Цели анкетирования: Задачи: · выяснить читательские интересы и предпочтения студентов; · выявить творческие устремления и интересы студентов; · выявить степень использования услуг сети Интернет как средства проведения досуга. Всего собраны и проанализированы итоги 140 анкет. В анкете всего 14 вопросов. Предложены такие вопросы: 1. Есть ли у вас домашняя библиотека? Если есть, сколько в ней книг? 2. Как вы обычно проводите свободное от учебы время? 3. Часто ли вы посещаете в библиотеку? 4. Что вы обычно читаете в библиотеке ЯСХТ? 5. Что вы любите читать? 6. Считаете ли вы, что в библиотеке техникума достаточно книг и журналов для чтения? Если нет, каких именно изданий не достает? 7. Есть ли у вас дома Интернет? 8. Пользуетесь ли вы Интернетом вне дома? Если да, то где? 9. Как вы считаете, нужен ли в библиотеке Интернет для студентов? 10. Есть ли у вас увлечения? Какие? 11. Занимаетесь ли вы творчеством? 12. Какой вы представляете библиотеку будущего? 13. Какие мероприятия, проводимые в техникуме, вы с удовольствием посетили бы? 14. Есть ли у вас ноутбук? Пользуетесь ли вы услугами Wi-Fi? Анализ итогов анкетирования Как видим из результатов ответов, у большинства студентов (80%) имеется своя домашняя библиотека, причем у 20% из них библиотека довольно большая для сельской местности – свыше 100 изданий. Из ответов выясняется, что у 20% студентов дома нет книг и журналов. Это говорит о том, что эти ребята не приучены с детства к культурному отдыху, к книгам и чтению. В свободное от учебы время значительное количество - 40% студентов играют на персональных компьютерах, 16% проводят время в Интернете. Только 21% читают книги, зато 29% занимаются в разных кружках и секциях. В кино ходят только 30%, видимо, не каждый может позволить себе потратиться на посещение кинотеатра. Каждый день и больше раза в неделю посещают библиотеку половина студентов - 51%, раз и больше в месяц - 31%, т.е. все-таки 82% студентов ориентированы на самостоятельное обучение и часто посещают библиотеку. 69% из опрошенных студентов обычно берут в библиотеке учебные пособия, 81% - периодику. К сожалению, только 6% ребят читают художественную литературу, хотя из ответов мы видим, что многие из них любят читать: приключения - 47%, исторические книги – 33%, романы - 34%, стихи - 12%, фэнтези –12%, детективы – 15, энциклопедии – 4. Очень любят студенты газеты и журналы – 83%, причем наиболее популярные газеты – Якутск вечерний, Она+, Эдэр саас, Кыым и Спортивная Якутия. Из журналов чаще читают Космополитен, Байанай, Гламур, За рулем. Хотя многие - 46%, считают, что в библиотеке достаточно учебников, почти четверть ребят - 24% не удовлетворены количеством и качеством учебных изданий. Интернет имеется только у 32%, в т.ч. на сотовом телефоне – 6. Но 58% ребят пользуются им в Сахателекоме, компьютерных клубах, в техникуме, Интернет-кафе, у знакомых, родственников. Вопрос, нужен ли Интернет в библиотеке, вызвал большое оживление, 81% студентов ответили положительно, причем достаточно эмоционально. Например, такие ответы: - очень нужен!!! - конечно!!! - было бы намного удобнее и интереснее! - чтобы студент знал обо всем! 40% молодежи имеет разнообразные увлечения: спорт, спортивные игры, компьютерные игры, техника, охота, рыбалка, фото, чтение, бисероплетение, вышивка, сочинение стихов, рэп, и даже шопинг. Интересно отметить, что 15 из 140 студентов сочиняют стихи, рассказы - 11 %, 14% любят и умеют рисовать, 16% поют и танцуют. Библиотеку будущего ребята представляют с Интернетом, с достаточным количеством разных изданий, электронными учебниками, с компьютерами или ноутбуками на каждом столе, тихой, теплой, уютной. Ребята с большим удовольствием посетили бы и участвовали в таких мероприятиях, как дискотеки - 16%, спортивные соревнования - 12%, конкурсы, КВН – 17%, концерты, связанные с будущей профессией и творческие.
Таким образом, по итогам исследований приняты следующие рекомендации: 1. Необходимо развивать у студентов духовные и нравственные ценности общества; 2. Развивать и воспитывать патриотическое сознание; 3. Создавать условия для полной индивидуальной и творческой самореализации студентов; 4. Приобрести достаточное количество не только учебной, но и художественной литературы для юношества; Расширить деятельность библиотеки по внедрению новых информационных технологий, создать доступ в Интернет.
Приложение Итоги анкетирования
С 11 по 14 марта 2009 года среди студентов ЯСХТ проводилось анкетирование «Как вы проводите свой досуг?» с целью изучения досуга студентов Якутского сельскохозяйственного техникума; Объект исследования: 140 студентов Всего вопросов: 15 Цели и задачи анкетирования: выяснить читательские интересы и предпочтения студентов; · выявить творческие устремления и интересы студентов; · выявить степень использования услуг сети Интернет как средства проведения досуга. Всего собраны и проанализированы итоги 140 анкет. В анкете всего 15 вопросов. 1. Есть ли у вас домашняя библиотека? Если есть, сколько в ней книг? нет 28 – 20 % больше 20, 19 – 10 % 50-100 42 – 27 % 100-500, 29– 21 % 500-1000 12 – 9 % больше1000 книг 1 – 0,7%
2. Как вы обычно проводите свободное от учебы время? читаю книги – 29 – 21% хожу в кино – 42 - 30% занимаюсь в кружках и секциях - 39 – 29 % играю на ПК – 56 – 40 % провожу время в Интернете – 23 -16% другие виды времяпрепровождения – 56 – 40%, в т.ч. смотрю телевизор – 18, общаюсь с друзьями – 7, гуляю – 8, сплю, готовлю, гостю у родственников – по 2, работаю – 3
3. Часто ли вы посещаете в библиотеку? раз и больше в неделю – 71 - 51% раз и больше в месяц – 43 - 31% раз и больше в четверть – 13 - 9% раз и больше в год – 1- не посещаю – 2-
4. Что вы обычно читаете в библиотеке ЯСХТ? Учебные пособия – 96 - 69% художественную литературу – 8 - 6% газеты, журналы – 81 - 58% другое – 9, в т.ч. готовлюсь к СРС – 5
5. Что вы любите читать? исторические книги – 46 - 33% приключения – 66 - 47% фэнтези – 17 – 12% стихи - 16 – 12% романы – 48 – 34% другое – 23 – 16%, в т.ч. детективы – 15, энциклопедии - 4 газеты и журналы – 116– 83%, наиболее популярные газеты – Якутск вечерний, Она+, Эдэр саас, Кыым и Спортивная Якутия. Из журналов чаще читают Космополитен, Байанай, Гламур, За рулем.
6. Считаете ли вы, что в библиотеке техникума достаточно книг и журналов для чтения? Если нет, то каких именно не достает? да – 65 - 46% нет – 33 - 24% не знаю – 8 – 6% 7. Есть ли у вас дома Интернет? да – 45 – 32%, в т.ч. на сотовом - 6
8. Пользуетесь ли вы Интернетом вне дома? Если да, то где? да – 81 - 58% , в Сахателекоме, комп.клубах, в техникуме, Интернет-кафе, у знакомых, родственников.
9. Как вы считаете, нужен ли в библиотеке Интернет для студентов? да – 114, т.е. 81% студентов. Ответы: очень нужен!!! конечно!!! было бы намного удобнее и интереснее! чтобы студент знал обо всем!
10. Есть ли у вас увлечения? Какие? да – 55 - 40%, в т.ч спорт, спортивные игры – 24, компьютерные игры, техника, охота, рыбалка, фото, чтение, бисероплетение, вышивка, сочинение стихов, рэп, шопинг.
11. Занимаетесь ли вы творчеством? Да – 55 -39%, в т.ч. сочиняю стихи, рассказы – 15 – 11 % рисую – 20 – 14% вяжу или шью – 18 – 13% занимаюсь дизайном - 8 пою, танцую – 22 - 16% другое - 15, в т.ч. рукоделие, игра на хомусе, прикладное искусство.
12. Какой вы представляете библиотеку будущего? с Интернетом – 37 - 26% очень много книг, учебников – 19 – 14% компьютеры, ноутбуки на каждом столе – 22 – 16% тихой, теплой, уютной – 16 – 11%
13. Какие мероприятия, проводимые в техникуме, вы с удовольствием посетили бы? дискотеки – 22 - 16% спортивные соревнования – 17 - 12% современные мероприятия, конкурсы, КВН – 24 – 17% концерты – 15 что-нибудь по профессии – 8 творческие – 6 никакие – 9
14. Есть ли у вас ноутбук? Пользуетесь ли вы услугами Wi-Fi? да – 24 - 17% пользуюсь – 5 – 4%
15. Приносят ли вам практическую пользу информационные сообщения, объявления из СМИ (газет, радио, телевидения)? да – 119 - 85% нет – 7 – 5% |