Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
На рубеже тысячелетий человечество вступило в новую эпоху своего развития – эру информационной цивилизации. Бурное развитие информационных технологий поставило вопрос о роли книги и чтения в жизни общества. Многочисленные социологические исследования показывают повсеместное снижение читательской активности, особенно среди молодежи. Сегодня пользователь библиотеки – это, в основном, потребитель информации. Стремление получить как можно более сжатую информацию в максимально короткий срок объективно связано с ускорением темпов жизни. В погоне за информацией человек, наряду с несомненными приобретениями, теряет многое. Специалистами в области психологии чтения давно уже установлено, что чтение способствует развитию основных психических функций человека: памяти, воображения, внимания, мышления. Читающий человек более способен к сопереживанию, творчеству, у него более гармонично развиты полушария головного мозга. Книги и периодические издания обладают своими несомненными преимуществами, которые позволяют говорить о том, что они еще долго будут существовать наряду с небумажными носителями информации. Недаром книгопечатание не сократилось и тем более не исчезло с появлением электронных изданий, как не исчез театр с развитием кино и телевидения, как не перестали издаваться газеты с появлением радио–теленовостей. Отказываясь от чтения, человек обедняет духовную и интеллектуальную сторону своей жизни, ведь в книге сконцентрирован опыт человечества за многие столетия развития цивилизации. У бумажного издания есть и остаются несомненные преимущества. Например, журнал или газету можно взять в руки в любой момент, в любой обстановке. Читать, перечитывать, просто листать наугад. Но время не остановишь, глупо не замечать происходящего. Пусть будет и то и другое. Главное, чтобы неизменным остался интерес к литературе, к культуре и к чтению. Нельзя не согласиться с афоризмом: «Если люди перестанут читать, они перестанут думать». Периодические издания – важнейший источник информации для студентов. Этому способствуют такие свойства периодики как распространенность, систематичность и доступность информации, простой поиск материала в журналах. Периодические издания – это наиболее оперативный и ценный источник информации по всем отраслям науки, культуры, производства и т.д. Поэтому каждому, желающему иметь успех в различных начинаниях, требуется владеть современной и научной информацией. В связи с реформой образования значительно возрос интерес к периодическим изданиям. Если раньше студент (читатель?) обращался к периодическим изданиям только как к дополнительному источнику информации, то с введением новых дисциплин, которые еще недостаточно обеспечены учебными пособиями, изменился подход к периодике – она по некоторым дисциплинам является основным источником изучения. Отдел периодических изданий работает с 1996 года, он один из самых посещаемых залов нашей библиотеки, в первую очередь, благодаря тому, что свою работу мы делаем, думая о читателе. Делаем все возможное, чтобы читатель был уверен в том, что ему всегда будет предоставлена свежая периодика. Основными направлениями нашего отдела являются:· Обеспечение оперативного доступа читателей к информации, представленной в газетах и журналах. · Осуществление комплексного обслуживания читателей на основе имеющегося журнально-газетного фонда и локальных баз данных.
§
Участие в межбиблиотечном координационном совете. § Составление сводного указателя периодических изданий, получаемых библиотеками г. Якутска. § Осуществление систематической проверки фонда. Списание устаревших и малоиспользуемых изданий.
§
Участие
в комплектовании фонда:
§ Обеспечение сохранности фонда. Поддержание необходимого режима хранения документов. Выявление дефектных, испорченных читателями экземпляров, мелкий ремонт и переплет подшивок газет и журналов. § Изучение опыта других библиотек и его применение в своем отделе. § Повышение квалификации сотрудников отдела. Фонд за 2008 год составляет 28307 . Из них - 476 наименований журналов, 73 наименования газет и 20 наименований изданий органов научно-технического направления. Два раза в год отдел проводит подписку на периодические издания с учетом соответствующих запросов и интересов различных читательских групп - от учащейся молодежи до профессорско-преподавательского состава, юристов, медицинских работников, пенсионеров. За 2008 год - посещений - 31483, книговыдачи - 114389. В отделе периодики читатели имеют возможность пользоваться электронным каталогом Библиотека – 4, «Ирбис-64», получить информацию о наличии книг, периодических изданий за 12 лет и ознакомиться с подпиской 2004-2009 г.г. Составлены сводный каталог периодических изданий и систематический каталог подписки в электронном виде и в традиционном варианте. Также начиная с 1991 г. у читателей большим спросом пользуются папки алфавитных указателей научно-методических, учебных журналов, таких как: «Вопросы истории», «Российская история», «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Вопросы литературы» и др. Разработана инструкция «Нормы и сроки хранения газет и журналов». Ведется краеведческая картотека газетных статей, с разделами: «История края», «Жизнь молодежи», «ЗОЖ», «Научно – исследовательская работа», «Высшее образование», «Писатели. Поэты» и др. Если говорить о направлениях периодических изданий, это: 1. Учебно–образовательные журналы «Отечественная история», «Вопросы истории», «Азия и Африка сегодня», «Русская речь», «Вопросы литературы», «Исторический архив», «США – Канада», «Педагогика» и др. 2. Научно–методические журналы «Преподавание истории и обществознания в школе», «Литература в школе», «Русский язык в школе», «Математика в школе», «География в школе», «Классный руководитель», «Иностранные языки в школе», серии Вестника МГУ, Вестник РАН. Также поступают обязательные экземпляры серии Вестник ЯГУ, «Наука и техника» и «Наука и образование». 3. В помощь по внеклассной работе большим спросом пользуются издания серии «Праздник в школе», журналы «Читаем, учимся, играем », «Творчество народов мира». 4. В познавательно–художественном направлении наиболее читаемыми журналами являются «Вокруг света», «Эхо планеты», «Иностранная литература». «Звезда», «Огонек», «Наркомат», «Братишка», а также местные издания «Чолбон», «Полярная звезда» и др. Также выписываются массовые журналы: «Космополитен», «Домашний очаг», «Yes!», «Медведь», «Журфикс» и т.д. Для более полного раскрытия фондов отдела в помощь читателям оформляются тематические, книжно-иллюстрированные выставки, викторины, которые имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют более наглядно представить ту или иную тему, проблему. Например, выставка книг и журналов «Будущее есть у здорового народа» в рамках недели ЗОЖ в ИМИ и общежитии «66А». Выступили по радио: «Здоровье – это основа успеха в жизни и карьере». Провели призовую викторину: «Будь здоровым и красивым». Для второкурсников исторического факультета провели ознакомительную экскурсию и книжную выставку «Защитникам Родины славу поем», с подробным комментарием и аннотациями к каждому изданию. Проведена командная игра-викторина «Знатоки Родины ». Для первокурсников регулярно проводим экскурсии с целью ознакомления с правилами пользования отделом периодических изданий. Также в отделе периодики можно ознакомиться с постоянно действующими выставками: «Неделя в истории», «Человек и общество», «Литературные портреты», «Время. События. Люди». В них находят отражение не только знаменательные годовщины, но и текущие события в политической, культурной жизни страны. Поступление новых документов происходит каждый день. Скорость кольцевого движения наиболее востребованных изданий очень велика. Так, например, газеты «Советский спорт», «Комсомольская правда», «ВДВ», «Якутск вечерний», «Она +», журналы «Вопросы истории», «Литература в школе», «Вокруг света», «Компьютер пресс», «Преподавание истории в школе» используются в течение одного дня по несколько раз. Стабильно растет количество учащейся молодежи, прежде всего за счет студентов гуманитарных специальностей, им мы уделяем особое внимание. Доминирующее положение учащейся молодежи в составе отдела — 62% не пугает нас. Учащиеся, студенчество, работающая молодежь — это как раз тот потенциал, на который возлагаются большие надежды. Именно они в ближайшее время будут участвовать и уже участвуют в развитии экономики, науки, культуры. Увеличивается число читателей, получающих второе образование или продолжающих учебу в аспирантуре. Таким образом, известно, что периодические издания как дополнительная литература составляют немалую часть библиотечного фонда научной библиотеки. В будущем есть планы: проводить регулярно встречи с коллективами редакций газет и журналов, которые бы в дальнейшем стали традиционной, апробированной формой библиотечной деятельности. Для восстановления пробелов изданий (так называемых «единичных экземпляров») делать сканирование. Такие факторы, как финансовый дефицит при постоянном росте цен на периодические издания и нестабильность деятельности издающих организаций порождает проблему ограниченности экземпляров учебных и научно- методических журналов. Предложения: 1. Для улучшения психологической грамотности и стрессоустойчивости персонала необходимо проводить семинары-тренинги по психологии общения для сотрудников обслуживающих отделов. |