I. Библиотека и образование

   II. Информационное обеспечение
  III. Ценностные ориентации
         Фотографии


    Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования

     

    Пермякова М.Д.

    зав. учебным абонентом ИФКиС НБ ЯГУ  

       Одним из показателей современного качественного образования является умение студентов ориентироваться в мировом информационном пространстве, владение  навыками работы с большим и постоянно меняющимся массивом информации, владение информационной культурой.

       Главная составляющая информационной среды любого вуза – это библиотека. Одна из основных функций университетской библиотеки заключается в информационном обеспечении учебного процесса и научных исследований по профилю высшего учебного заведения.

       Учебная библиотека ИФК и С, как отдельное структурное подразделение НБ ЯГУ, организована в марте 2001 года. Библиотека ИФК и С – это учебный абонемент с читальным залом на 22 посадочных места, находится в 68 корпусе студенческого общежития. В отделе работают 2 библиотекаря. 

            В настоящее время общий фонд библиотеки ИФК и С составляет 17 157 экземпляров,  в т.ч. научной  литературы 1097, учебной литературы 14 012 экземпляров. Существенную помощь в пополнении фонда библиотеки ИФК и С  оказывают сами преподаватели, авторы изданных пособий. При выходе своих трудов, по 10-20 экземпляров выделяют библиотеке. В фонде библиотеки представлены учебники, учебные пособия, методические пособия и программы, энциклопедии, справочники, словари. Ежегодно в фонд библиотеки поступает более 500 экземпляров новой литературы ведущих издательств России, предпочтение отдается в первую очередь грифованной  литературе.

     Фонд также включает периодические издания из 40 наименований.

             Для выявления эффективности библиотеки как информационного центра института был проведен анализ деятельности за 5 лет.

    Первый показатель информационного обеспечения качественного образования – это книгообеспеченность библиотеки. Для выявления состояния книгообеспеченности фонд библиотеки делится на количество читателей. Как видно, за последние 3 года этот показатель несущественно, но все-таки повышается. 

    2003-15,6  2004-14,9  2005-14,6  2006-15  2007-15,3  2008-15,5

             Второй показатель – это книговыдача, количество которой существенно уменьшилось. Данный факт объясняется тем, что читатели-студенты отдают предпочтение интернету, имеющему  в настоящее время почти в 3 млн. раз больше ресурсов, чем общее количество ресурсов в мире на традиционных носителях. Наблюдения, проведенные во время работы, также показывают, что при посещении читального зала очень многие студенты работают с литературой не более 20-30 минут. Понятно, что тематическая  заданность, объемы и направления чтения и изучения литературы у студентов в огромной степени зависят от преподавателей.

    В соответствии с  показателями книговыдачи снижаются данные и по читаемости (книговыдачу делим на количество читателей)

    2003 – 30  2004 - 26,2  2005 - 26,3  2006 - 16,2  2007 - 16,3  2008 - 16

    Четвертый показатель – это посещаемость (число посещений на количество читателей)

    2003 - 13,6 2004 - 12,6 2005 - 13,3 2006 - 10,5 2007 - 12,5 2008 - 12,3

    Низкий уровень посещаемости в 2006 г. можно объяснить тем, что это был год переезда в новое общежитие.

    Показатели обращаемости также снижаются (книговыдачу делим на фонд). Это свидетельствует о том, что значительным количеством фонда студенты не пользуются.

    2003 - 1,9 2004 - 1,7 2005 - 1,6 2006 - 1,1 2007 - 1,1 2008 - 1  

       Анализ деятельности показал, что в последнее время библиотека утрачивает роль главного информационного центра для своих читателей.

       В связи с вышеизложенным, мы предлагаем следующие пути улучшения деятельности библиотеки как информационного ресурса качественного образования.

    Во-первых, увеличение финансовых средств, направляемых на комплектование фонда. В настоящее время  выделяемая сумма из бюджета университета не восполняет потребности в библиотечном фонде, соответствующем аккредитационным критериям.   В связи с предстоящей аккредитационной экспертизой предлагаем  направить часть внебюджетных средств института на приобретение необходимой литературы.

    Во-вторых, для всех студентов первых курсов разных форм обучения очень важны занятия по дисциплине "Основы библиотечно-библиографических знаний", а для студентов третьих курсов - "Работа с научной литературой" или "Информационная компетентность специалиста". Необходимо увеличить количество часов по этим дисциплинам, для интересной, содержательной ознакомительной экскурсии по всей научной библиотеке ЯГУ, для организации практики в библиотеке, позволяющий им достаточно глубоко изучить научно-справочный аппарат библиотеки, поисковые системы электронных ресурсов, накопить библиографию по теме своих учебных и научных интересов.

    В-третьих, активное включение электронных и традиционных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и научные исследования возможны только в том случае, если преподаватели будут информированы  о наличии конкретной литературы в фонде библиотеки, и если будут владеть навыками и умениями современного информационно-библиотечного поиска литературы и ее использования. Это значит, что необходимо систематическое посещение библиотеки преподавателями, своевременная подача заявки на учебную литературу.

    В-четвертых, в современных условиях персонал библиотек должен пройти путь от традиционных библиотекарей до информационных консультантов, способных правильно ориентировать своих читателей в многообразии информационных ресурсов, доступных по сети INTERNET, а также обеспечивать им получение запрошенной информации с требуемой полнотой и точностью. Это говорит о необходимости  скорейшего оснащения библиотеки института  современной компьютерной техникой и подключения к локальной сети, Интернету.

       Таким образом, для обеспечения качества образования необходимо повысить значение библиотеки ИФКиС как одного из ключевых звеньев образовательного и научного процессов.

     Динамика основных показателей работы библиотеки ИФКиС

    Годы

    Книжный фонд

    Читатели

    Кол-во посещ.

    Книговыдача

    2003

    13045

    836

    11432

    25123

    2004

    14524

    960

    12173

    25163

    2005

    14975

    1025

    13660

    26961

    2006

    15934

    1060

    11133

    17175

    2007

    16547

    1080

    13574

    17633

    2008

    17157

    1100

    13610

    17520

     Относительные показатели работы библиотеки ИФКиС

    Годы

    Книгообесп-ть

    Обращаем-ть

    Посещаем-ть

    Читаем-ть

    2003

    15,6

    1,9

    13,6

    30

    2004

    14,9

    1,7

    12,6

    26,2

    2005

    14,6

    1,6

    13,3

    26,3

    2006

    15

    1,1

    10,5

    16,2

    2007

    15,3

    1,1

    12,5

    16,3

    2008

    15,5

    1

    12,3

    16