Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Пермякова М.Д. зав. учебным абонентом ИФКиС НБ ЯГУ Одним из показателей современного качественного образования является умение студентов ориентироваться в мировом информационном пространстве, владение навыками работы с большим и постоянно меняющимся массивом информации, владение информационной культурой. Главная составляющая информационной среды любого вуза – это библиотека. Одна из основных функций университетской библиотеки заключается в информационном обеспечении учебного процесса и научных исследований по профилю высшего учебного заведения. Учебная библиотека ИФК и С, как отдельное структурное подразделение НБ ЯГУ, организована в марте 2001 года. Библиотека ИФК и С – это учебный абонемент с читальным залом на 22 посадочных места, находится в 68 корпусе студенческого общежития. В отделе работают 2 библиотекаря. В настоящее время общий фонд библиотеки ИФК и С составляет 17 157 экземпляров, в т.ч. научной литературы 1097, учебной литературы 14 012 экземпляров. Существенную помощь в пополнении фонда библиотеки ИФК и С оказывают сами преподаватели, авторы изданных пособий. При выходе своих трудов, по 10-20 экземпляров выделяют библиотеке. В фонде библиотеки представлены учебники, учебные пособия, методические пособия и программы, энциклопедии, справочники, словари. Ежегодно в фонд библиотеки поступает более 500 экземпляров новой литературы ведущих издательств России, предпочтение отдается в первую очередь грифованной литературе. Фонд также включает периодические издания из 40 наименований. Для выявления эффективности библиотеки как информационного центра института был проведен анализ деятельности за 5 лет. Первый показатель информационного обеспечения качественного образования – это книгообеспеченность библиотеки. Для выявления состояния книгообеспеченности фонд библиотеки делится на количество читателей. Как видно, за последние 3 года этот показатель несущественно, но все-таки повышается. 2003-15,6 2004-14,9 2005-14,6 2006-15 2007-15,3 2008-15,5 Второй показатель – это книговыдача, количество которой существенно уменьшилось. Данный факт объясняется тем, что читатели-студенты отдают предпочтение интернету, имеющему в настоящее время почти в 3 млн. раз больше ресурсов, чем общее количество ресурсов в мире на традиционных носителях. Наблюдения, проведенные во время работы, также показывают, что при посещении читального зала очень многие студенты работают с литературой не более 20-30 минут. Понятно, что тематическая заданность, объемы и направления чтения и изучения литературы у студентов в огромной степени зависят от преподавателей. В соответствии с показателями книговыдачи снижаются данные и по читаемости (книговыдачу делим на количество читателей) 2003 – 30 2004 - 26,2 2005 - 26,3 2006 - 16,2 2007 - 16,3 2008 - 16 Четвертый показатель – это посещаемость (число посещений на количество читателей) 2003 - 13,6 2004 - 12,6 2005 - 13,3 2006 - 10,5 2007 - 12,5 2008 - 12,3 Низкий уровень посещаемости в 2006 г. можно объяснить тем, что это был год переезда в новое общежитие. Показатели обращаемости также снижаются (книговыдачу делим на фонд). Это свидетельствует о том, что значительным количеством фонда студенты не пользуются. 2003 - 1,9 2004 - 1,7 2005 - 1,6 2006 - 1,1 2007 - 1,1 2008 - 1 Анализ деятельности показал, что в последнее время библиотека утрачивает роль главного информационного центра для своих читателей. В связи с вышеизложенным, мы предлагаем следующие пути улучшения деятельности библиотеки как информационного ресурса качественного образования. Во-первых, увеличение финансовых средств, направляемых на комплектование фонда. В настоящее время выделяемая сумма из бюджета университета не восполняет потребности в библиотечном фонде, соответствующем аккредитационным критериям. В связи с предстоящей аккредитационной экспертизой предлагаем направить часть внебюджетных средств института на приобретение необходимой литературы. Во-вторых, для всех студентов первых курсов разных форм обучения очень важны занятия по дисциплине "Основы библиотечно-библиографических знаний", а для студентов третьих курсов - "Работа с научной литературой" или "Информационная компетентность специалиста". Необходимо увеличить количество часов по этим дисциплинам, для интересной, содержательной ознакомительной экскурсии по всей научной библиотеке ЯГУ, для организации практики в библиотеке, позволяющий им достаточно глубоко изучить научно-справочный аппарат библиотеки, поисковые системы электронных ресурсов, накопить библиографию по теме своих учебных и научных интересов. В-третьих, активное включение электронных и традиционных ресурсов в учебно-воспитательный процесс и научные исследования возможны только в том случае, если преподаватели будут информированы о наличии конкретной литературы в фонде библиотеки, и если будут владеть навыками и умениями современного информационно-библиотечного поиска литературы и ее использования. Это значит, что необходимо систематическое посещение библиотеки преподавателями, своевременная подача заявки на учебную литературу. В-четвертых, в современных условиях персонал библиотек должен пройти путь от традиционных библиотекарей до информационных консультантов, способных правильно ориентировать своих читателей в многообразии информационных ресурсов, доступных по сети INTERNET, а также обеспечивать им получение запрошенной информации с требуемой полнотой и точностью. Это говорит о необходимости скорейшего оснащения библиотеки института современной компьютерной техникой и подключения к локальной сети, Интернету. Таким образом, для обеспечения качества образования необходимо повысить значение библиотеки ИФКиС как одного из ключевых звеньев образовательного и научного процессов. Динамика основных показателей работы библиотеки ИФКиС
Относительные показатели работы библиотеки ИФКиС
|