Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Реева
Г. Н.,
Успех любой деятельности во многом определяется ее условиями, а самостоятельная работа студентов – в первую очередь, информационным и методическим обеспечением. Информационное обеспечение дает ответ на вопрос «Что изучать?», а методическое – на вопрос «Как изучать?» Под термином «обеспечение СРС» понимается процесс создания педагогом необходимых и достаточных условий обучения, гарантирующих удовлетворение потребностей студентов в информационных источниках. Последние выступают в виде совокупности документов, в которых зафиксированы какие – либо знания, удобные и доступные для использования. Эта совокупность документов может быть представлена: - текстовыми материалами (книги, брошюры, журналы, обычные и электронные учебники, учебные пособия, сборники задач); -справочными материалами (в виде баз данных) по предметной области курса. Сюда же относятся (отдельным файлом) блоки анкет, позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения; - графическими материалами (чертежи, схемы, диаграммы); -аудиовизуальными материалами (звукозаписи, кинофильмы, видеофильмы); - программными продуктами для обучающих компьютеров; - методическими инструкциями для каждой учебной единицы. Общие требования к информационно-методической обеспеченности учебного процесса обобщенно можно свести к следующим двум позициям: 1. обеспечение по всем дисциплинам и видам занятий источниками информации, с помощью которых можно расширить объем знаний, причем не только на базе текстовых или графических материалов, ЭВМ, но и по ссылке на другую литературу, методы получения информации: 2. развитие эмоционально-мотивационной сферы восприятия информационно-методических материалов, формирование интереса и положительного отношения к изучению конкретной дисциплины, побуждение студентов к активной познавательной учебной и поисково-исследовательской деятельности. Показателями уровня информационно-методического обеспечения студентов в ходе выполнения ими самостоятельной работы могут служить следующие критерии: а) количественный показатель – каждый студент по каждой дисциплине обеспечивается необходимыми материалами в достаточном количестве б) временной показатель – материалы выдаются студенту в первые дни начала учебных занятий по определенной теме. в) мотивационный показатель – профессионально-ориентированные задания – задачи для самостоятельной работы студентов. В современных условиях испытываются значительные трудности с укомплектованием учебной литературой. Обеспечение студентов необходимыми учебными и научными источниками для самостоятельной работы сегодня практически неудовлетворительно. Основные действия преподавателя должны сводиться к разработке сборников заданий (задач) по определенной дисциплине как в бумажном варианте, так и в электронном виде, которые в совокупности с конспектом лекций должны воплотить в себе содержание рабочей программы по дисциплине, разработке графика сдачи заданий по самостоятельной работе, методических указаний по осуществлению тренировочного, промежуточного и итогового тестирования. Это будут своеобразные сборники информационно-методических материалов на печатной и электронной основе, которые обеспечат студента документами-носителями информации. Предлагаем методические инструкции для каждой учебной дисциплины, которые являются составным компонентом содержания сборника информационно-методических материалов для студентов и выступают в качестве нового элемента предлагаемого способа управления самостоятельной работой студента в процессе обучения. Структура методической инструкции (примерная): 1) введение (значение темы учебной единицы, мотивировка изучения материала единицы); 2) определение дидактической цели учебной дисциплины; 3) предполагаемые знания, необходимые для работы над учебной единицей; 4) программа учебной деятельности студента, рекомендуемая для достижения поставленных целей; 5) тест или же вопросы и задачи для проведения студентом самоконтроля, самооценки и оценки самостоятельной работы; 6) инструкция о способе и проведении преподавателем контроля и оценки достижения цели учебной единицы. Перечень методических материалов для организации СРС весьма многообразен: это и конспекты лекций, раздаточный материал, сборники заданий-задач, методические указания и рекомендации, планы семинаров, коллоквиумов, разнообразная учебная документация и др. Своевременная подготовка и обеспечение студентов такими материалами экономят время, зачастую непродуктивно затрачиваемое студентами на переписывание заданий, поиск информации. Самостоятельные работы, построенные в системе, базирующейся на ряде принципов, способствуют развитию у студентов познавательной активности как основы осуществления самообразовательной деятельности. |