I. Библиотека и образование

   II. Информационное обеспечение
  III. Ценностные ориентации
         Фотографии


    Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы  студентов в ССУЗе

     

    Реева Г. Н.,
    (ГОУ СПО ПКБТ)

     

         Успех любой деятельности во многом определяется ее условиями, а самостоятельная работа студентов – в первую очередь, информационным и методическим обеспечением. Информационное обеспечение дает ответ на вопрос «Что изучать?», а методическое – на вопрос «Как изучать?» Под термином «обеспечение СРС» понимается процесс создания педагогом необходимых и достаточных условий обучения, гарантирующих удовлетворение потребностей студентов в информационных источниках.   Последние выступают в виде совокупности документов, в которых зафиксированы  какие – либо знания, удобные и доступные для использования.  Эта совокупность документов может быть представлена:

         - текстовыми материалами (книги, брошюры, журналы, обычные и электронные учебники, учебные пособия, сборники задач);   

     -справочными материалами (в виде баз данных) по предметной  области курса. Сюда же относятся (отдельным файлом) блоки анкет, позволяющие установить контакт с пользователями, получить необходимые сведения;

         - графическими материалами (чертежи, схемы, диаграммы);

         -аудиовизуальными материалами (звукозаписи, кинофильмы, видеофильмы);

         - программными продуктами для обучающих компьютеров;

         - методическими инструкциями для каждой учебной единицы.

         Общие требования к информационно-методической обеспеченности учебного процесса обобщенно можно свести к следующим двум позициям:

    1.     обеспечение по всем дисциплинам и видам занятий источниками информации, с помощью которых можно расширить объем знаний, причем не только на базе текстовых или графических материалов, ЭВМ, но и по ссылке на другую литературу, методы получения информации:

    2.     развитие эмоционально-мотивационной сферы восприятия информационно-методических материалов, формирование интереса и положительного отношения к изучению конкретной дисциплины, побуждение студентов к активной познавательной учебной и поисково-исследовательской деятельности.

          Показателями уровня информационно-методического обеспечения студентов в ходе выполнения ими самостоятельной работы могут служить следующие критерии:   а) количественный показатель – каждый студент по каждой дисциплине обеспечивается необходимыми материалами в достаточном количестве  б) временной показатель – материалы выдаются студенту в  первые  дни  начала учебных занятий по определенной теме.

    в) мотивационный показатель  –  профессионально-ориентированные задания – задачи для самостоятельной работы студентов.

         В современных условиях испытываются значительные трудности с укомплектованием учебной литературой. Обеспечение студентов необходимыми учебными и научными источниками для самостоятельной работы сегодня практически неудовлетворительно. Основные действия преподавателя должны сводиться к разработке сборников заданий (задач) по определенной дисциплине как в бумажном варианте, так и в электронном виде, которые в совокупности с конспектом лекций  должны воплотить в себе содержание рабочей программы по дисциплине, разработке графика сдачи заданий по самостоятельной работе, методических указаний по осуществлению тренировочного, промежуточного и итогового тестирования.

         Это будут своеобразные сборники информационно-методических материалов на печатной и электронной основе, которые обеспечат студента документами-носителями информации.

         Предлагаем методические инструкции для каждой учебной дисциплины, которые являются составным компонентом содержания сборника информационно-методических материалов для студентов и выступают в качестве нового элемента предлагаемого способа управления самостоятельной работой студента в процессе обучения.

         Структура методической инструкции (примерная):

    1)    введение (значение темы учебной единицы, мотивировка изучения материала единицы);

    2)    определение дидактической цели учебной дисциплины;

    3)    предполагаемые знания, необходимые для работы над учебной единицей;

         4) программа учебной деятельности студента, рекомендуемая для достижения поставленных целей;

    5) тест или же вопросы и задачи для проведения студентом самоконтроля, самооценки и оценки  самостоятельной работы;

         6) инструкция о способе и проведении преподавателем контроля и оценки достижения цели учебной единицы.

         Перечень методических материалов для организации СРС весьма многообразен: это и конспекты лекций, раздаточный материал,  сборники заданий-задач, методические указания и рекомендации, планы семинаров, коллоквиумов, разнообразная учебная документация  и др.

         Своевременная подготовка и обеспечение студентов такими материалами экономят время, зачастую непродуктивно затрачиваемое студентами на переписывание заданий, поиск информации.

         Самостоятельные работы, построенные в системе, базирующейся на ряде принципов, способствуют развитию у студентов познавательной активности как основы осуществления самообразовательной деятельности.