Информационное обеспечение образовательных учреждений среднего профессионального образования Организация и деятельность Центра сохранности библиотечных фондов Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) Библиотечное обслуживание в отделе периодических изданий Режим хранения документов Информационная культура и досуг в системе ценностных ориентаций студентов ЯСХТ. Социологические исследования О деятельности учебной библиотеки «Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта» Модернизация системы регистрации пользователей НБ ЯГУ Опыт организации библиотечного дела в образовательном учреждении среднего профессионального образования Роль учебной библиотеки ИФК и С как информационного ресурса в обеспечении качества образования Знать, чтобы действовать: социологические исследования как инструмент выявления перспективных направлений развития библиотеки. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в ССУЗе Роль абонемента в учебном процессе ВУЗа Книжный фонд библиотеки ЯКТД и пути сотрудничества с библиотеками учебных заведений. Вузовские библиотеки республики в условиях информатизации О конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса» Изучение пользователя: социологические исследования, анкетирование. Архив семьи Винокуровых в фонде Научной библиотеки ЯГУ. Принцип доступности и методика презентации. Сохранение книжных фондов в процессе их использования Создание сводного каталога библиотек Республики Саха (Якутия) II. Информационное обеспечение III. Ценностные ориентации Фотографии |
Романова
Е.В. Важнейшим структурным подразделением любого учреждения высшего профессионального образования – вуза, университета, академии - является библиотека. Важнейшим является потому, что без библиотеки немыслим учебный процесс. Качество подготовки специалистов напрямую зависит от эффективности работы библиотеки, полноты ее учебных и научных фондов, компьютерной оснащенности. Одним из обслуживающих отделов Научной библиотеки является учебный абонемент как самостоятельное структурное подразделение библиотеки. Роль абонемента в обеспечении учебной литературой студентов является первостепенной, что влечет за собой вопросы комплектования, книгообеспеченности, анализа читательских запросов и т.д. Однако наряду с обслуживанием абонемент должен сотрудничать с факультетами для повышения качества учебного процесса. На примере учебного абонемента ФЯФК и ФП рассмотрим основные моменты совместной работы с факультетами.и. Ввиду того, что учебная и научная литература факультета якутской филологии и культуры отличается от других специальностей языковой спецификой, комплектованию фонда абонемента активно содействует профессорско-преподавательский состав факультета. Особенно действенную помощь в приобретении книжных новинок оказывает кафедра фольклора во главе с заведующим Илларионовым В.В. Ими презентованы следующие ценные издания: - многотомное литературно-художественное издание Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Республиканской Ассоциации «Олонхо» - «Саха боотурдара»; - монография «Текстология олонхо «Могучий Эр Соготох»» (Сравнительный анализ разновременных записей); - книга - исследование «Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо»; - «Олонхо алыптаах эйгэтэ» (статьи, воспоминания, заметки); - Г.У.Эргис «Очерки по якутскому фольклору» и др. Всего из ФЯФК передано в фонд учебного абонемента 293 экземпляров книг. Совместно с кафедрой культурологии разработано учебно-методическое пособие «Олонхо в образовании: учебно-методический комплекс». Цель данного пособия – помочь студентам в применении научного подхода в теоретическом изучении якутского эпоса олонхо. На основе архивных материалов, статей из продолжающихся изданий, заметок, первоисточников, дипломных работ зав. абонемента Сосиной А.А. составлен библиографический указатель «Теоретическое изучение якутского народного эпоса – олонхо». В данном указателе можно свободно ориентироваться благодаря удачному подбору оглавления, который полностью раскрывает весь спектр поставленной цели. Указатель состоит из следующих разделов: Первоисточники по теоретическому изучению олонхо; Тексты олонхо; Олонхосуты; Статьи из продолжающихся, периодических изданий, заметки; Архивные источники; Методика преподавания; Дипломные работы; Приложения; Якутские художники и их работы по тематике героического эпоса – олонхо; Живопись и графика; Косторезное искусство; Спектакли, либретто по олонхо; Именной указатель. Указатель составлен на основе трудов известных эпосоведов – фольклористов, культурологов, языковедов согласно учебному плану по дисциплине «Якутский фольклор». Актуальность темы библиографического указателя обусловлена изучением якутского народного эпоса-олонхо, признанного международной организацией ЮНЕСКО шедевром духовной культуры. Подобран большой материал по раскрытию исторического исследования теории олонхо, своеобразно дополняют друг друга разделы «Тексты олонхо» и «Олонхосуты», автор мастерски подходит к раскрытию материала, используя многогранные источники информации, т.е. статьи из продолжающихся изданий, периодических изданий, заметок. Ценным в данном указателе является то, что здесь использованы архивные материалы. Автор подчеркивает востребованность указателя, включая литературу по методике преподавания и дипломные работы студентов. Привлекают внимание и расширяют кругозор читателей содержательные приложения. Необходимо подчеркнуть особое значение именного указателя. Данный указатель занял 2 призовое место в конкурсе «Лучшее ресурсное обеспечение учебного процесса», проведенном учебно-методическим советом ЯГУ в целях активизации работы библиотекарей в решении проблем качества подготовки специалистов, успешного внедрения прогрессивных информационных технологий в работе, доступности и обеспечения потребностей пользователей и развития научно-исследовательской деятельности университета. Сосина А.А. включена в состав ответственных исполнителей подпрограмм ГЦП по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса олонхо на 2007-2015 гг. Совместно с преподавателями - кураторами проведено экспресс-анкетирование среди студентов с целью изучения информационных потребностей, улучшения качества работы учебного абонемента, определения достаточности книжного фонда, выявления приоритетных условий обслуживания студентов. Результаты анкетирования следующие: из числа опрошенных 71% читателей являются студентами ФЯФК. Из перечня литературы предпочтение отдают чтению учебной литературы-62%, художественной литературы – 18%, научной и краеведческой – 30%. Почти все опрашиваемые недовольны недостаточной обеспеченностью учебной литературы. По опросам, читатели предлагают работу МБА. Отдел принимает участие в большинстве мероприятий по знаменательным датам, проводимых факультетом: - ежегодно совместно с кафедрой якутского языка ФЯФК проводится «День родного языка». В мероприятии принимают участие ученые-исследователи из Института гуманитарных исследований АН РС(Я). Организовываются книжные выставки. - с этого года положено начало ежемесячной декаде по традиционному обрядовому календарю якутов, например, месяц март кулун тутар (як.) посвящен Күн Дьөһөгөй Айыы.Совместно с кафедрой фольклора проведены конкурсы на лучших певцов олонхо среди студентов, организованы книжная выставка и выставка работ народных мастеров. За текущий год по приглашению факультета приняли участие в республиканском семинаре-совещании «Архивация фольклорных материалов: состояние, тенденции и перспективы развития», проведенном Министерством культуры и духовного развития РС(Я), Комитетом государственной архивной службы РС(Я), Институтом гуманитарных исследований, ЯРОО «Ассоциация Олонхо», а также в республиканском культурологическом форуме «Проблемы культуры в северном социуме: истоки, тенденции, перспективы». За 2008г. проведено 40 тематических выставок в соответствии со знаменательными датами и событиями. В целом, абонемент в учебном процессе ВУЗа играет существенную роль. Ведь от степени сотрудничества зависят не только показатели книгообеспеченности, книговыдачи, количества читателей и т.д., но и качество обучения, высокий уровень профессионализма выпускников ВУЗа. |